Первые камеры на дорогах были громоздким и весьма скромными по функционалу — умели фиксировать только превышение скорости на узком участке проезжей части. Да и было их считанное количество. Более того, первоначально каждый регион имел свою собственную базу данных, куда поступали информация, поэтому штрафы регулярно приходили с опозданием, а иногда и вовсе до адресата не доходили, особенно, если он был прописан в другой области.
Эволюция комплексов фотовидеофиксации проходила оперативно и прямо на наших глазах: со временем, камеры обрели качественную оптику, возможности которой давно опередили человеческий глаз, подсветку (обратной стороной которой пользовались знатоки пленок и покрытий) поменяли на инфракрасную, которая способна помочь в распознании ремня безопасности даже в темноте, но не вызывает засвета, а число «составов нарушений» выросло до 52 разновидностей.
Серьезно поработали и над распознанием государственных регистрационных знаков: сегодня «результативность» составляет порядка 98%, что должно убедить любителей снежков, листьев и грязи в бесперспективности их стараний.
Увеличение числа и постоянное развитие дорожных камер привело к двукратному снижению смертности на российских дорогах, а число угонов, по заявлению профильных специалистов из страховой сферы, за прошлый год существенно сократилось. В 2021 году ввели в эксплуатацию федеральную сеть «Паутина», которая объединила все 30 000 российских дорожных камер, создав для полицейских уникальный инструмент поиска угнанных автомобилей по всей стране. Комплексов фотовидеофиксации со временем будет только больше, и российским водителям пора бы уже свыкнуться с мыслью: нам с камерами жить на одной дороге, так что лучше один раз разобраться в основных принципах их работы, чем регулярно платить штрафы за случайные и неосознанные нарушения.
Самое популярное и самое первое нарушение, которое камеры научились фиксировать. До сих пор в абсолютном большинстве российских регионов водители чаще всего нарушают именно скоростные ограничения. Современный комплекс имеет штатную погрешность в 1−2 км/ч, так что надеяться на чудо и успокаивать себя не стоит — если превышение было, то камера его обязательно зафиксирует и предоставит инспектору, назначающему штраф, всю необходимую доказательную базу. «Скорость» умеют распознавать все без исключения камеры в России.
Разница лишь в том, что старые камеры использовали для вычисления скорости радары, а новые — арифметику. Радарные комплексы имеют большую погрешность, а вот современные камеры, которые просто делят расстояние на время его прохождения, соответственно, меньшую. Поэтому, к слову, радар-детекторы потеряли всякий смысл: комплексов фотовидеофиксации, излучающих соответствующий сигнал, на российских дорогах становится меньше с каждым днем. Радар просто не заметит камеру.
Еще одна извечная проблема, которая кроется в незнании правил дорожного движения. Изначально прописано, что обочина нужна для движения пешеходов и велосипедистов, а также для остановки автомобиля в случае необходимости. То есть на обочину машина может только съехать, а позже — выехать. Двигаться на автомобиле по обочине нельзя.
Комплекс фотовидеофиксации, настроенный на обочину, делает несколько кадров, строит траекторию движения автомобиля, а инспектор, отсмотрев весь предложенный ему арсенал снимков, принимает решение. Если водитель двигался прямо, то через несколько дней в своем почтовом ящике он найдет квитанцию к оплате на 1500 рублей. Кстати, если во время движения по обочине автомобиль заехал на тротуар или газон — готовьте две тысячи рублей.
Разметка — сложный состав, поэтому для ее выявления, особенно если речь идет о перекрестке, где есть поворотные полосы, стоп-линия и многое другое. Как работает камера? Линии на асфальте ей уже не нужны, определение идет по заложенной программе. Так что заснеженная разметка, которую водитель не видит, препоной для комплекса фотовидеофиксации не является.
Однако неразличимая разметка — повод оспорить штраф, что следует делать всегда, если есть сомнения в правомерности. Нет характерных линий на фотографии, они засыпаны снегом? Бегом на «Госуслуги»! Каждый оспоренный штраф — это обучение нейросети, которая принимает активное участие в процессе фотовидеофиксации. Больше оспариваний — меньше ошибок в будущем.
Также сложный состав нарушения, который очень долго не могли ввести по техническим причинам — обучали ту самую нейросеть, которая должна была среди сотен тысяч фотографий отыскать именно ту, где водитель не пристегнут или разговаривает по телефону. Возможности современных комплексов действительно велики, разглядывая картину, присланную на почту, зачастую спорить не хочется — уж слишком все очевидно. Кстати, картинка, если кто не заметил, стала цветной, так что белый проводок, тянущийся от розетки прямиком до уха, можно разглядеть без дополнительных увеличительных приборов.
То же самое и с ремнем: он должен проходить через плечо слева направо, а все остальные «варианты ношения» — незаконны. Единственное исключение — ретроавтомобили: их владельцы штраф тоже получат, но смогут его быстро обжаловать, ведь «по заводу» их автомобиль ремнями безопасности может быть просто не оснащен. Их тогда еще не придумали.
Главная проблема отечественных водителей — это пешеходы. Им на данный момент никакие камеры не страшны, поэтому ведут себя путники по-разному: бегают через дорогу в неположенных местах, идут по переходу на красный сигнал светофора, с велосипеда и самоката не спешиваются. Вольница, которая пока не может быть прекращена по юридическим причинам: камеры уже умеют распознавать лица и способны четко определить ФИО нарушителя. Затык — в законодателях, которые пока не в состоянии сформулировать закон, позволяющий определять личность по биометрии.
Водителю же следует знать только одно: будь осторожен. На пешеходном переходе остановка, изменение траектории движения или возвращение пешехода обратно точно приведет к штрафу в размере от 1500 до 2500 рублей.
Тут все просто: нет ливреи такси, общественного транспорта или скорой — есть ливрея, комплексу фотовидеофиксации интересен лишь номер ТС, внесенный в базу. Если такого номера в специальной базе нет — то водителю придет штраф. Единственное исключение — объезд аварии или ремонтных работ: камера фиксирует десятки нарушений за считанные минуты, что сразу привлекает внимание оператора. Разобравшись в ситуации, штрафы составлять не будут. Но если вдруг квитанция все же пришла — смело на «Госуслуги»! Отменят.
В 2021 году штраф за нарушение ПДД на переезде подняли с 1000 до 5000 рублей, и чудо произошло без всяких шлагбаумов: водители тут же заметили и знак «СТОП», и запрещающие сигналы семафора и многое другое, на что раньше внимания не обращали. Мгновенно: в Московской области, при наличии нескольких сотен переездов, за три месяца 2024 года произошла одна авария. Причина — камеры, стоящие и внимательно следящие за соблюдением ПДД. Через кошелек путь к сознательности на дороге резко сокращается.
А теперь немного мифов, которые следует развенчать. Вероятность ошибки комплекса фотовидеофиксации, которые так часто обсуждает интернет, составляет 1 на 100 000 нарушений. Это официальная статистика, но миллионы штрафных квитанций, естественно, одаривают скептиков десятком казусов за год.
Обнаружив такой штраф у себя, его следует немедленно обжаловать, ведь единственной его причиной является человеческий фактор: бездушные камеры штрафы не выписывают, постановление дело рук конкретного человека, чей автограф имеется на каждой «жировке». А человеку свойственно ошибаться. Комплекс фотовидеофиксации снимает каждый автомобиль, проезжающий в поле его зрения, а далее уже нейросеть обрабатывает весь массив данных, отбирая «спорные случаи», подпадающие под «состав нарушения». Они-то и ложатся на стол к инспектору, который в ручном режиме отсматривает все полученные кадры и принимает итоговое решение: штрафовать или нет.
Единственный способ сократить число ошибочных наказаний — не лениться их обжаловать, создавая дополнительный материал для обучения нейросети: чем больше таких случаев дойдут до специалистов, тем быстрее искусственный интеллект возьмет на себя больше работы, снижая нагрузку на инспекторов.
«Паутина», федеральная сеть МВД, к которой подключены все камеры, закрытый и очень защищенный сервер, доступ к которому получить практически невозможно: он есть только у специальных служб. Но в случае возникновения каких угодно сомнений по конкретному случаю, задействованное лицо имеет полное право запросить дополнительные материалы — предоставят. Кстати, будете удивлены: фотографии у специалистов — куда качественнее, чем те, что присылают водителям.
К списку статейНужны права, но времени на обучение совершенно нет? Проблема!
Эффективность интерактивных занятий равноценна очному обучению.
Плюс — существенная экономия времени и денег!
А также максимальный комфорт в освоении теоретического материала: вам будет открыт доступ к ультрасовременной интерактивной образовательной платформе 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
Онлайн | Стандарт | |
---|---|---|
Доступ к занятиям 24/7 |
||
Самые актуальные билеты с заданиями по теории |
||
Экономия времени и денег на дорогу |
||
Выгодная цена |
Сдача экзамена в ГИБДД гарантирована!
Звучит заманчиво? Звоните нам прямо сейчас и заключайте договор!