Новейшая история российского законодательства помнит немало изменений в части отношения к пьяному вождению. Со времен перестройки вплоть до 2003 года верхняя граница нормы содержания алкоголя в крови держалась на уровне 0,2 промилле (до 1988 года было разрешено до 0,8 промилле), с 2003-го до 2008-го допустимый диапазон расширили до 0,5 промилле, а затем на пару лет (2008—2010) предельную отметку снизили до 0,3 промилле. Затем летом 2010 года в России ввели «нулевое промилле», которое действовало до июля 2013-го: именно тогда вернули разрешенную ранее погрешность на уровне 0,3 промилле. Сейчас на дворе 2024 год, а многие водители до сих пор путаются, сколько промилле все-таки разрешено за рулем.
Промилле — это величина, которой измеряют содержание алкоголя в крови. Она используется для определения степени алкогольного опьянения. Промилле отражает массу алкоголя на 1000 мл крови, определить которую можно посредством анализа, а также с помощью проверки выдыхаемого человеком воздуха. Степень опьянения зависит не только от объема алкоголя, который попал в кровь, но и от массы тела. Определяют эту степень при помощи промилле алкоголя в крови: 0,3-процентное опьянение по результатам анализа крови означает, что на каждые 1000 мл крови в теле человека приходится 0,3 г чистого алкоголя.
Еще во времена СССР была разработана градация степени алкогольной интоксикации, которая состояла из шести уровней опьянения в промилле. Степень опьянения напрямую влияет на способность человека управлять транспортом, а особо высокий уровень алкогольной интоксикации может привести к смертельному отравлению.
Ориентировочная схема определения степени опьянения выглядит так:
Отсутствие влияния алкоголя | До 0,5‰ |
Легкая степень опьянения | 0,6—1,5‰ |
Средняя степень опьянения | 1,5—2,0‰ |
Сильная степень опьянения | 2,0—3,0‰ |
Тяжелое отравление | 3,0—5,0‰ |
Смертельное отравление | Более 5,0‰ |
В соответствии с действующими сегодня нормами российского законодательства, уровень содержания алкоголя в крови для водителей, который не влияет на способность управлять транспортным средством, лежит в пределах 0,3 промилле. Он устанавливается посредством анализа крови. Для большинства водителей, которые встретили сотрудника Госавтоинспекции на дороге, он не вполне актуален: алкотестеры, определяющие степень опьянения по выдыхаемому воздуху, настроены на показатели другой меры измерения — миллиграммы алкоголя на литр воздуха. Для этих приборов «заветной» отметкой являются 0,16 мг алкоголя в литре выдыхаемого воздуха.
Приложение №1 к приказу Министерства здравоохранения РФ № 933н закрепляет порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (1). Проверки водителей, которых подозревают в управлении автомобилем в нетрезвом виде, проводятся в несколько этапов.
Если у сотрудника Госавтоинспекции есть подозрения, что водитель управляет автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, он может направить на проверку алкотестером. Если устройство покажет, что объем алкоголя на литр выдыхаемого воздуха составляет 0,16 мг или больше, после первой проверки должна быть проведена вторая.
Если итоги первой проверки выдыхаемого воздуха оказались положительными, через 15—20 минут после нее должно быть проведено повторное исследование. Вторая проверка не проводится, если по итогам первой наличие абсолютного этилового спирта оказалось в пределах концентрации, не превышающей возможную суммарную погрешность измерений.
Проверка проводится в случаях, если у водителя обнаружены запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы и шаткость походки, нарушение речи или резкое изменение окраски кожных покровов лица. По мере проверки составляется Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В него вносят:
Есть альтернативный способ — проверка на состояние опьянения в медучреждении. В случаях, когда доверия предложенному алкотестеру нет (иногда эти приборы выдают некорректные результаты), но есть абсолютная уверенность в собственной трезвости, подписывать документ с подозрительными результатами не нужно. Требуйте полноценного анализа крови в медучреждении! Такое освидетельствование может быть проведено, если водитель, которого подозревают в управлении автомобилем в нетрезвом виде:
В случаях, когда даже проверка на состояние алкогольного опьянения в медучреждении не внушает доверия, можно попробовать настоять на тестировании в независимой лаборатории, чтобы отрезать потенциальные связи недобросовестного сотрудника Госавтоинспекции с медперсоналом учреждения, в которое водителя отправляют после отказа от проверки алкотестером. Но требовать проверку в независимой лаборатории водителю имеет смысл лишь при наличии полной уверенности в собственной трезвости.
Мало кто задумывается о тех последствиях пьянства за рулем, которые не касаются штрафов и уголовной ответственности. А ведь алкогольное опьянение — это повод для страховой компании отказать в компенсации ущерба, который нанес нетрезвый виновник ДТП, то есть возмещать убытки ему придется из своего кармана.
Даже если самой аварии избежать удалось, после получения положительных результатов проверки на алкоголь за руль нетрезвый водитель вернуться не сможет: придется искать трезвого «второго пилота» или оплачивать дорогую принудительную доставку автомобиля на эвакуаторе до штрафстоянки. Забирать машину оттуда протрезвевшему водителю тоже придется, скорее всего, с доплатой за услуги хранения автомобиля на специальной стоянке. И все это — без учета штрафов (в некоторых случаях оборачивающихся уголовной ответственностью), которые за вождение в нетрезвом виде бюджетными попросту не бывают.
С пьянством за рулем российские законодатели на протяжении многих лет ведут ожесточенную борьбу: наказания за вождение в нетрезвом виде закреплены серьезные, о чем стражи порядка стараются регулярно напоминать. Статья 12.8 КоАП РФ посвящена вождению в состоянии опьянения и «передаче управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения» (2). В ней указаны следующие штрафы:
Статья 12.26 КоАП РФ посвящена отказу от медицинского освидетельствования на состояние опьянения. За это тоже полагаются наказания, и по своей строгости они идентичны последствиям пьяного вождения, которое было зафиксировано по результатам проверки водителя (3). В этом смысле отказ проходить медосвидетельствование приравнивается к вождению в нетрезвом виде без элементов уголовного преступления:
-невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — 30 тысяч рублей и лишение прав на 1,5—2 года;
-невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — административный арест на срок от 10 до 15 суток (или 30 тысяч рублей штрафа в случаях, когда нарушителя нельзя отправить под арест по тем или иным причинам).
В Кодексе об административных правонарушениях закреплены наказания за вождение в нетрезвом виде в случаях, когда оно не содержит в себе уголовно наказуемого деяния. Эта деталь и проводит границу между уровнями ответственности пьяного нарушителя, распределенными по КоАП РФ и УК РФ. Наличие соответствующей административной ответственности в истории водителя, который вновь сел за руль в состоянии алкогольного опьянения, переводит его в разряд рецидивистов — к ним в рамках действующего законодательства применяются наказания другого порядка, закрепленные в статье 264.1 УК РФ (4):
Если результаты проверки на алкоголь вас не устраивают, их можно оспаривать при наличии соответствующих оснований. Сотрудники Госавтоинспекции иногда совершают ошибки в ходе тестирования и заполнения всех последующих документов. Любая неточность может послужить возможностью для отстаивания своей позиции в суде с целью избежать незаслуженного наказания за вождение в нетрезвом виде.
К списку статейНужны права, но времени на обучение совершенно нет? Проблема!
Эффективность интерактивных занятий равноценна очному обучению.
Плюс — существенная экономия времени и денег!
А также максимальный комфорт в освоении теоретического материала: вам будет открыт доступ к ультрасовременной интерактивной образовательной платформе 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
Онлайн | Стандарт | |
---|---|---|
Доступ к занятиям 24/7 |
||
Самые актуальные билеты с заданиями по теории |
||
Экономия времени и денег на дорогу |
||
Выгодная цена |
Сдача экзамена в ГИБДД гарантирована!
Звучит заманчиво? Звоните нам прямо сейчас и заключайте договор!